Тексты на религиозные темы

Православная икона (окончание)

На этом об иконостасах закончим. Хотя упомянем еще о следующем. В некоторых старинных иконостасах праздничный ряд располагается ниже деисусного, что противоречит последовательности Священной Истории. Но, думается, это сделано из композиционных соображений. И всё же в большинстве иконостасов, рады располагаются в соответствии со Священной Историей, то есть деисус находится под праздничным ярусом.
Признаюсь, не без труда закончил столь непростой раздел. Вероятно и вы, уважаемые читатели, немного утомлены. Позвольте предложить вашему вниманию что-нибудь попроще, для отдыха. Например, в иконописи очень интересно называются различные цвета. Вот их наименования: лазорь, рефть, дичь, санкирь, празелень, охра темная, охра светлая, охра красная, бакан, багор, киноварь… Санкирь – это болотный цвет; празелень – зеленый с желтоватым оттенком; лазорь, как уже упоминалось – сине-зеленый или зеленый с синим оттенком (иногда просто темно синий); рефть – серый; дичь и есть дичь – это коричневато-зеленовато-черный цвет; багор – малиновый или вишневый; бакан – бледно-малиновый немного в желтизну; киноварь – ярко-красный. В старину все краски готовились из натуральных цветных минералов. А все они имеют очень сложные, приятные цвета. В отличии от современных химических красителей, весьма неприятных на вид. Поэтому старинные иконы очень хороши по-цвету, а некоторые образы имеют сказочно красивый колорит, например, работы прославленного Дионисия. Это и не удивительно. Ведь из чего делали краски?! Мало кто знает, что такое киноварь, аурипигмент или гиматит. Но всем известны лазурит и малахит. Из этих прекрасных поделочных камней готовились краски. Так вот и все остальные минералы древней иконописи не менее красивы. И поверьте, работая такими удивительными материалами, не сложно быть хорошим колористом. Хотя, правда, есть и свои но – некоторые из этих веществ довольно ядовиты.
А сейчас, уважаемые, мы с вами рассмотрим основные правила изображения святых. Церковь разделяет их на несколько групп, в зависимости от места в Священной Истории или характера христианского подвига.
Особых правил изображения ветхозаветных праведников не существует. Их пишут в одеждах, соответствующих прижизненному положению в обществе. Например, царей в царских облачениях, священников – в священнических и так далее. В Новом Завете всех святых разделяют на несколько групп по виду христианского подвига (в Церкви эти группы именуют «ликами»). Ветхозаветных святых так же разделяют на лики по месту в Священной Истории. Это лик праотцов и лик святых пророков. Основные лики новозаветных святых – это лик святых апостолов, лик святителей, лик преподобных, лик мучеников, лик праведных жен (женщин) и лик святых князей (царей).
Как уже отмечалось, общих правил изображения праотцов и пророков не существует. Все они пишутся в присущей каждому одежде. Но менять цвет и вид этих облачений иконописец не может. И если рассматривать разновременные изображения (древние и не очень и даже современные), лишь в очень редких случаях мы увидим разные цвета одеяний у одного и того же святого.
Такие довольно строгие правила соблюдаются при написании всех икон. Слово «довольно» здесь появилось не случайно. Дабы у вас, уважаемые читатели, не сложилось представления об иконописи, как о не живой, бездушной схоластике. А иконописца не считали-бы эдаким сухарем и мелочным копиистом. Нет, в иконописи достаточно простора для живого творчества. И канонические правила не одергивают, не понукают на каждом шагу. Нет, они скорее поддерживают, помогают художнику, особенно начинающему. Канон сразу поднимает исполнителя на «вершину» высокой изобразительной и духовной культуры. Но он же оставляет огромные возможности для проявления личных особенностей. Собственно, иконопись дает не меньше свободы для самовыражения, чем реалистическая живопись. Ведь живописец повторяет, следует образам реального мира, иконописец же образам духовного мира, не менее, а более реального и, к сожалению, мало доступного по «близорукости», а то и духовной «слепоте». В природе существуют свои правила. К примеру, деревья не растут вверх корнями, а птицы летают в небе, а не в воде. И живописец должен следовать подобным правилам. Так же и иконописец следует правилам, присущим духовному миру. Но, безусловно следуя общим законам, исполнитель вправе вносить особенности своей души в частности, в детали. Как сказать для лучшего понимания? Пожалуй, так будет верно: как живописец для лучшей передачи предмета ставит его перед собой, так и иконописец для верной передачи духовного мира имеет пред собой церковный канон. А в частностях, например, в общем колорите, в цветовых оттенках, в особенностях рисунка, иконописец может проявить свои склонности. Иконописание не следует сводить к мелочному и неукоснительному копированию, копированию до складочки, до мельчайшей завитушки. Нет, иконопись предлагает широкое поле для творчества, но в пределах церковного канона.
Итак, приступим к рассмотрению общих правил изображения новозаветных святых.
Святые апостолы на иконах предстают в обычной для своего времени одежде небогатого мужчины: в хитоне и гиматии. Хитоны темно сине-зеленого цвета (лазорь), а гиматии различные, но, как правило, их цвет у каждого апостола один и тот-же на всех иконах. Одна деталь в одежде есть у всех апостолов. Это так называемый «клав». Он изображается прописанной золотом (или краской под золото) полосой, идущей от правого плеча вниз. Немного напоминает помочи в современной одежде. Но клав, видимо, имеет глубокий религиозный смысл. Ибо его мы видим лишь на образах Бога, ангелов и святых апостолов. Но всё что могу сказать о значении клава, должно быть с добавлением слов вероятно и наверное. Посему воздержусь от суемудрия .
Позвольте предложить вашему вниманию краткую справку об апостоле Луке.
«Святой апостол и евангелист Лука. Апостол из 70-ти. Родом из Антиохии Сирийской. Врач из просвещенных греков, сотрудник апостола Павла и верный ученик его (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины учителя святой Лука покинул Рим и прошел с проповедью Ахаию, Ливию, Египет. А городе Фивы мученически окончил земную жизнь 80-ти лет. Написал Евангелие и книгу «Деяния апостолов». По преданию Святой Церкви, им написаны первые иконы Божией Матери (Владимирская, Тихвинская). «Благодать Рождьшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», - сказала Пресвятая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы верховных апостолов Петра и Павла». («Старообрядческий церковный календарь на 1989 год» Белокриницкой иерархии.) Память святого апостола Луки совершается 18 октября по церковному стилю или 31 октября по гражданскому стилю.
Святые мученики Христовы изображаются по некоторым правилам. Цвет выделяет их мученический подвиг: одна из одежд святых страстотерпцев обязательно пишется красной или багровой. Хотя в очень редких случаях, при изображении бескровных мучеников, перенесших страшные душевные страдания: пытки и казнь детей или родственников, тогда этих часто немощных плотью, но «гранитных» духом истинных Воинов Христовых пишут не в красных одеждах. Например, это святая Наталия, жена мученика Адриана (Андриана, Андреяна) и святая София, мать мучениц Веры, Надежды и Любови (Любви). Многие страстотерпцы Христовы изображаются с крестом в руке, в знак исповеднического подвига. Они открыто признали себя, исповедали христианами, предстоя пред лицом богоборцев-мучителей. Святые страстотерпцы разделяются на мучеников и великомучеников, перенесших особо тяжкие истязания.
К сожалению отыскать жизнеописаание мученика, связанного с иконами, не удалось. Поэтому позвольте предложить вашему вниманию выдержку из Пролога. Думается, она внесет в повествование некоторое разнообразие и даст представление об этой замечательной книге. Напомним, что Пролог составлен в XVII веке до церковной реформы, поэтому в нем используется старинное написание имени Сына Божия.
«В тот же день (то есть 11 октября по старому стилю) слово святого Афанасия о иконе Господа нашего Исуса Христа.
Афанасий Великий, архиепископ Александрийский поведал чудо преславное, достойное памяти, бывшее во граде Вирите от иконы Христа Бога нашего. Он рассказал, что некто христианин жил в доме близ собора жидовского и имел икону, на которой был написан образ Господа нашего Исуса Христа по человеческому естеству. Со временем купил себе другой дом и покинул этот, взяв всё свое, но оставив икону Господню. Было же это по усмотрению Божию. Вселился в тот дом, где была икона Господня, жидовин, и внес свои пожитки, и жил в нем, и не знал, что икона Господня стоит там. Со временем же позвал на обед иного жидовина, друга своего. Во время обеда, посмотрел званный жидовин на стену дома и увидел икону Господню, и говорит к звавшему его: «Как ты, будучи жидовином, сию икону в доме своем держишь?» Живущий же здесь жидовин, начал отнекиваться и клясться говоря, что до сих пор ее не видел. Уйдя же званный жидовин, пошел к священникам и рассказал, что тот жидовин имеет икону Исуса Назарянина в доме своем. И все исполнились гнева на него, но тогда промолчали, ибо был уже вечер. На утро же собралось много народа, архиереи и старейшины и пришли в дом, где была икона Господня. И заскочив в дом, обрели Господню икону. И сказали: «Так же, как отцы наши надругались над Ним, так же и мы сотворим иконе этой». И начали плевать на икону, и бить по образу лица Исуса Христова туда и сюда. И потом сказали: «Слышали мы, что на древе пригвоздили Его отцы наши, да сотворим и мы так же иконе этой». И взявши гвозди, в изображение рук и ног Его вбили. И насадив на трость губку с уксусом, приложили к изображению уст Господних. Потом принесли копье, и повелели некоему ударить в ребра образа Господня. И только ударил в икону копьем, как сразу потекла кровь и вода. И был страх великий на всех жидах, видящих чудо преславное. И наполнили сосуд истекающей крови и воды. Сотворили же совет, говоря так: «Приведем слепых, и хромых, и бесноватых и помажем их кровию этой, и если увидим знамение, все уверуем распятому. Ибо страхом объяло нас чудо это». И принесли одного хромого ногами от рождения. И только помазали кровью, как сразу вскочил и был здоров. Потом привели слепых и те, помазанные, прозрели. И беснующихся без числа от помазания кровью очистилось. Было же известно это по всему городу, и все стремились к неизъяснимому тому чуду, своих больных неся, - расслабленных и прокаженных, сухих и ползающих, и все исцелились. Тогда весь народ жидовский уверовал в Господа нашего Исуса Христа. И падше пред образом иконы Господней, вопияли со слезами: «Слава Тебе Христу Сыну Божию, творящему такие чудеса, слава Тебе Христу, распятому отцами нашими, но мы в Тебя веруем. Прими нас, припадающих пред Тобою, Владыка». Все же жиды града того, мужчины, и женщины, и дети к епископу пришли, умоляя принять от него крещение. Икону же Господню показали архиепископу, и все надругательства, что над ней сотворили, исповедали. И истекшую кровь и воду показали и многие чудеса от нее поведали. Их же принял епископ и много дней поучив, всех крестил с женами и детьми. И из собора их сотворил церковь Господа нашего Исуса Христа. Тогда была радость великая в городе том, не только об исцелившихся больных, но и о крестившихся неверных жидах, которые приняли святую веру, ради чуда, бывшего от иконы Господа нашего Исуса Христа. Потому всякий христианин поклонение творит святым иконам с верою и любовью к Христу Исусу Господу нашему. Ему же слава ныне и всегда и во веки веков». (Малоудачный перевод с древнерусского выполнил составитель этой скромной книжки.)

Позвольте продолжить рассмотрение общих правил изображения новозаветных святых.
Святителями именуют архиереев (то есть епископов), почитаемых Церковью святыми. Для мало осведомлённых напомним, что епископ – это высший священнический сан. Они носители Благодати и прямые преемники святых апостолов. Архиереем и Первосвященником Церкви является Сам Христос.
Святители изображаются в епископском облачении. Это подрясник (стихарь), ряса (саксос), расшитое крестами неширокое полотнище, повязываемое наподобие шарфа (омофор), четырехугольный плат с вышитым крестом, подвешиваемый под правую руку (палица), расшитые крестами манжеты (поручи) и, в некоторых случаях, головной убор (митра). Иногда святителей пишут в архиерейской накидке (мантии) и монашеском головном уборе (клобуке). Подробно рассматривать одеяния епископа не будем, ибо оно очень сложно и каждая деталь имеет глубокий религиозный смысл. Описание облачений можно встретить во многих книгах. Наша же задача – разобрать общие правила изображения святых. Обычно святители пишутся благословляющими правой рукой, а в левой, держащими Евангелие, ибо они, как преемники святых апостолов, призваны проповедовать Слово Божие. Святые мученики из священников именуются священномучениками. При изображении страстотерпцев-священников так же используются красный и багровый цвета. Обычно ризы бывают багровыми или белыми с багровыми крестами.
На изображениях новопрославленных святых встречаются удивительные надписи. Так например, «Святитель Игнатий Брянчанинов». Вероятно, это неверное надписание. Ибо постригающиеся в монашество (в ангельский образ) отвергаются всего, что в мире и имени своего отвергаются. А Брянчаниновым сей человек был в миру. Став же Игнатием, он уже не был Брянчаниновым. Ибо имя Игнатий нарекли ему в монашестве… Обычно на образах святителей мы видим такое надписание: «Святитель такой-то (имя), епископ (архиепископ, митрополит, патриарх) такой-то (название местности).
Позвольте предложить вашему вниманию краткое жизнеописание священномученика Евфимия, епископа Сардийского, пострадавшего от иконоборцев. Этот отрывок, заимствованный из старообрядческого церковного календаря, даст представление о серьезности противоречий в отношении к иконам.
«Святой Евфимий вел праведную и добродетельную жизнь. Избранный епископом Сардийским святой Евфимий присутствовал на VII Вселенском Соборе (787 год), на котором обличил иконоборческую ересь.
Во время иконоборца царя Никифора он был надолго сослан на остров Паталарею. В течение своей жизни святой мученик много раз был гоним и претерпел великие страдания от еретиков-иконоборцев, но он не отказался от почитания икон. Поддерживаемый Духом Святым, святой Евфимий обличал отступников.
Особо свирепствовал император-иконоборец Феофил. По его указу святой Евфимий был подвергнут тяжким мучениям: его растянули на четырех столбах и били воловьими жилами. Через несколько дней после пытки священномученик Евфимий предстал пред Господом». (Память святого отмечается 26 декабря по старому стилю или 8 января по новому. Выдержка приведена из беспоповского старообрядческого церковного календаря на 1990 год.)
Далее, разрешите продолжить описание общих правил изображения святых.
Преподобными именуют монахов, почитаемых святыми. Значение монашества огромно. «Свет инокам ангелы, свет же мирянам иноки», ибо подобает им нас, убогих и нищих духом наставлять и просвещать, быть светильниками нам недостойным, во тьме греховной погрязшим. Монахов почтительно называют «земными ангелами, небесными человеками».
На иконах их изображают в иноческом одеянии. Верхняя риза (мантия) вишнево-коричневого цвета, нижняя (именуемая в старинных иконописных руководствах «ряской») бывает самых разнообразных цветов. Но чаще встречаются зеленые, охристые, коричневатые, светлые, почти белые (цвета неокрашенного полотна). Так же мы видим расшитый крестами плат, лежащий на груди и на плечах. Обычно его пишут темно-зеленым с красными крестами, а именуют схимой или парамандом. На голове и на плечах изображают монашеский капюшон (куколь). Причем монахов-священников (иеромонахов или иначе священноиноков) чаще пишут с непокрытой головой, а монахов, не имевших священного сана, - с куколем на голове. Ряска, по монашескому уставу, подпоясана черным кожаным ремнем. Для краткости, позвольте не рассматривать значение иноческих одеяний. Их описание можно встретить во многих книгах. Святые мученики из преподобных (преподобномученики) на иконах ни как не выделяются. Лишь иногда подписывают «преподобномученик».
Позвольте предложить вашему вниманию отрывок из жизнеописания преподобного Алимпия Печерского. Он даст некоторое представление о жизни монаха-иконописца в древней Руси.
«Преподобный же Алимпий отдан был родителями своими на изучение иконного письма… Хорошо научился премудрости иконной, иконы писать был очень искусен. Этого умения пожелал не богатства ради, но Бога ради это творя. Работал столько, что достаточно было всем – игумену и всей братии. Писал же иконы и за то ничего не требовал. Если же когда не имел дела себе преподобный, то взаймы брал золото и серебро на необходимое для икон, и делал тем, кому был должен, и отдавал икону за такой долг. Много раз молил друзей своих, если в церкви где увидят обветшавшие иконы, то те пусть к нему приносят; и их обновив, ставил на свои места. Всё же это делал дабы праздным не быть, ибо святые отцы рукоделия монахом повелели иметь, и важным пред Богом это нарекли. Как говорит апостол Павел: «Мне же и бывшим со мною послужили руки мои и ни у кого даром хлеба не ел». Так же и сей блаженный Алимпий на три части разделял прибыток рукоделия своего: одну часть на святые иконы, а вторую часть в милостыню нищим, а третью часть на потребу телу своему. И это творил во все годы, не давая себе покоя во все дни: ночью же в пении и молитве упражнялся, день же приходивший, отдавал делу. Бездельным же никогда не видели его. Но из собора церковного, ради дела, не отлучался никогда. Игумен же за многую его добродетель и чистую жизнь поставил его священником. И в таковом чине священства богоугодно пребывал…» (Отрывок из произведения XIII века «Киево-Печерский патерик ». Перевод на русский попытался сделать составитель этого сборника.)
Для продолжение знакомства с обликом иконописца, прочтите, пожалуйста, выдержку из постановлений Стоглавого Собора (XVI век).
«Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце, наипаче же хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением».
В начале сборника, предполагая, что он будет невелик, очень кратко и упрощенно упомянул об иконоборчестве. Но книга, против ожидания, получилась не маленькой, поэтому, думается, уместно еще раз обратиться к иконоборчеству. Ибо вопрос этот основополагающий – быть или не быть иконе.
11 октября по старому стилю (или 24 октября по новому) Церковь вспоминает святых Отцов 7-го Вселенского Собора, собравшихся в Никее против нечестивых еретиков, невоздержанно Церковь Божию идолослужебной нарекших и святые иконы отвергнувших (речь идет об иконоборцах).
«Святой седьмой вселенский был в Никее при Константине царе и Ирине матери его (787 год)… Собрались святые отцы (числом 367) и прокляли Анастасия и Константина и Никиту, преждебывших патриархов Константинопольских. Ибо нарекли Христа неописанным и непознаваемым, так-же и бестелесным. и бесплотным . Поэтому и поклонение честным иконам отвергли и решения преждебывших соборов не приняли. Святые же отцы святого сего седьмого собора ясно исповедали Христа Бога нашего описанным и постижимым по человечеству, страстным и бесстрастным, созданным и не созданным. Исповедали в двух естествах, - как Бога и вместе с тем человека. Потому и святым иконам поклонение и целование утвердили, как о том и святой шестой вселенский собор ясно проповедовал». (Русский перевод выдержки из Пролога, жизнеописания святых, выполнил составитель этого сборника.)
Как видим, иконоборцы считали Христа неописанным (то есть не поддающимся описанию), не познаваемым, а так-же бестелесным и бесплотным, поэтому, всякие попытки изобразить Спасителя объявлялись суемудрием. А образы нарекли ложными идолами, ничего общего с Христом не имеющими. Святые же отцы седьмого вселенского собора прокляли иконоборческое учение и исповедали Христа Бога нашего описанным и постижимым по человеческому естеству. Поэтому и почитание святых икон восстановили.
Итак, уважаемые читатели, мы приближаемся к концу нашего исследования. Русская икона – явление удивительное. О ней можно говорить без конца. К сожалению, в наше время, по многим признакам последнее, славная русская иконопись угасает. Сейчас это призвание единиц, да и то…
Чему уподоблю современную иконопись? Дереву, не имеющему корней и ствола. Корни – то предания преждебывших святых отцов-иконописцев. Ствол же – постоянная устремленность, молитва ко Господу, без коей деланье это тщетно. А на дереве иконописания нынешнего видятся лишь ветки с плодами, да и тех не много. И ветви то все в разные стороны тянутся, а иные и в землю уходят, стать корнями пытаются. Плоды же малочисленны и те: одно кисло, другое зелено, третье червиво. И плоды то всё разные. Образно говоря, тут и лимоны, и антоновка, и апельсины, и… да много всего и, что обидно, - немало бутафорских плодов, пластмассовых. И стоит это дерево, а скорее деревце в тени, загорожено от солнца, Солнца Правды Христа. Закрыто тучами греха, туманом суемудрия, чадом (по-современному – смогом) диавольским. Стоим колеблемо ветрами буйными богоборными…
Увы, нам художникам (не решаюсь назвать иконописцами), немощным плотью и ослабшим духом, творящим от своего помышления. От скудости Полноту изображающим. И что скажем в оправдание на Страшном Суде? Не знаю.

И лишь взывают уста, надеющихся на Господа: «Премудрости наставник и смыслу податель, не мудрым учитель и нищим защитник, утверди и вразуми сердце мое, владыка. Дай мне слово, Отчее единородное слово, ибо устам моим не возбраню взывать к Тебе: Милостивый, помилуй меня падшего» (русский перевод тропаря во святой и великий пост).


Перечень использованной литературы
1. Библия
2. Псалтырь
3. Пролог, собрание жизнеописаний святых и душеполезных поучений, распределенных по дням всего года.
4. Церковные календари и «Журналы Московской Патриархии».
5. Заволоко И.Н. «Закон Божий» (для старообрядцев) – Рига, 1990 год.
6. Старообрядческие церковные календари: беспоповские за 1990 и 1991 годы; поповские: Белокриницкой иерархии за 1989 год и Новозыбковской иерархии за 1990 год.
7. В работе над книгой большую помощь оказали старинные летописи, изданные в серии «Памятники литературы древней Руси».
8. Составитель привел выдержки из собственных скромных работ: «Техника иконописания», «Поездка в Троице-Сергиеву лавру» и «Московский свято-Данилов монастырь».

Составитель отчасти случайно, отчасти намеренно привел выдержки из книг различных православных направлений (издания Московской Патриархии и различных старообрядческих толков). Дело в том, что при написании книги, составитель мог пользоваться только домашней библиотечкой, а она подбиралась с целью расширения кругозора. Составитель надеялся, что такой подбор текстов будет интересен для любознательного читателя. Да и все ответвления Православия придерживаются общеправославного учения об иконе.
По церковной традиции после выдержек из Священного Писания приводится ссылка, указывающая, из какого места Библии заимствован отрывок. Например, «Иоанн 1. 6-8» говорит нам, где найти соответствующий текст. «Иоанн» означает, что ссылка относится к Евангелию от Иоанна. Цифры «1. 6-8» отсылают нас к главе 1 и стихам этой главы, начиная с 6 по 8 включительно.
Следует учесть и то, что выдержки из старообрядческих книг относят нас к Острожской Библии, а тексты, заимствованные из книг Московской Патриархии, отсылают нас к Синодальному изданию Библии. А эти издания Библии не всегда совпадают.


НА ГЛАВНУЮ

ОБ АВТОРЕ

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА

ФОТО ГОРОДА



Hosted by uCoz