ТЕХНИКА ИКОНОПИСАНИЯ

ТЕХНИКА ИКОНОПИСАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ (окончание)

Золочение.
Наряду с рыбьим клеем можно использовать желатин. Замачиваем клей в воде. На 100 г воды берем 2-3 г рыбьего клея или 5-6 г желатина. Распускаем на водяной бане. Золотимую поверхность окрашиваем один раз охрой (магазинной или яичной темперой).
Промазываем клеем раза три тонкими слоями. Проклеенные поверхности должны слегка блестеть (равномерно). Переклеивать не следует, потому что золото будет слабо держаться. Беличьей кистью смачиваем сорокоградусной водкой часть поверхности, на которую собираемся положить кусочек листового золота. Сразу же лапкой накладываем золото и слегка прижимаем ваткой через лапку. Минут через тридцать золото полируем волчьим или коровьим зубом, агатом. Можно полировать и стеклянным шариком или пробиркой. Образовавшиеся дыры нужно заново позолотить (сразу же, пока клей не совсем высох). Беличьей кистью намочить водкой продранные места и наложить золото. Затем располировать. При наложении на клей позолота получается с легким блеском.
Наложение асиста.
Асист - это линейная разделка одежд и их частей, реже, некоторых предметов. Он может выполняться колером “под золото”, “твореным золотом” и наложением листового золота (иногда серебра) на прописанные клеем места.Приводим описание последнего способа. Асист накладываем сразу после “раскрытия”. (“Раскрытие” описано в следующей главе.) Места, на которые будем его накладывать, окрашиваем суше, то-есть в краску добавляем меньше яичной эмульсии. Эти поверхности можно слегка припудрить сухой, мелко растолченной охрой.
Способ наложения золотого (серебрянного) асиста
на пиво или на сок чеснока.
Пиво увариваем в кастрюле до состояния густого клея. Выливаем на тарелку и высушиваем. Пишем им, как акварелью. То есть смоченной в воде кисточкой проводим по сухому пиву. И получившимся таким образом раствором пива прописываем необходимые места. Золото берем мякишем черного хлеба и накладываем на прописанные пивом места. Но прежде чем наложить, на поверхность надо подышать. (Золото кладем на “придых”.) От теплого воздуха усиливается клейкость.
Вместо пива можно использовать сок чеснока. Лучше, если чеснок будет немного увядшим. Сок высушиваем. Остальное так же.
Асист из листового золота (серебра) полируем зубом, агатом или стеклом.

VI. Последовательность написания иконы.
Сначала доску грунтуем. Затем переводим рисунок, основные черты прографим. Если применяем сусальное золото, то золотим нимбы или весь фон. Некоторые художники защищают позолоченные поверхности от возможного повреждения при дальнейшей работе, покрывая позолоту лаком или белком куриного яйца. Лакируют позолоту, наложенную на лак мардан, и для этого обычно используют лак 4-С. А куриным белком защищают позолоту, нанесенную на клеевую подготовку или на “полимент”. (Способ золочения на “полимент” в этой книжечке не рассматривается.) Затем наносим необходимые цвета сплошными пятнами без какой-либо детальной проработки (“раскрываем” живопись). Сначала “раскрываем” большие поверхности (обычно фон, если он не позолочен), затем меньшие (одежду, лики). Колер под лики и части открытого тела должен быть немного темнее фона. Он называется “санкирь”. Хороший санкирь получается из смеси охры светлой, белил и небольшого количества черной краски. Раскрывают обычно круглыми беличьими кистями №15-№20. (Не следует, глядя на древние иконы, увлекаться особой прозрачностью красочного слоя. Старинные иконы выгорели от света, неоднократно промывались и реставрировались. При этом красочный слой разрушался.) После раскрытия прорабатываем детали одежд и предметов. Прежде проводим графичными линиями складки и контуры. При этом удобны колонковые или беличьи кисти №1-№3. Затем слегка “притеняем” складки и контуры одежд и предметов: лессировочно наносим полутени. (Обычно это выполняется в три приема. Сначала притеняем все складки, затем лишь более темные места. А на третий раз прописываем самые темные места.) Далее начинаем высветлять в необходимых местах. Делаем это в несколько слоев (обычно три - четыре). Высветления называют “пробелами”. Затем прописываем асист, если выполняем его краской, напоминающей золото или твореным золотом. (Если же асист выполняем наклеиванием сусального золота, то делаем это сразу после раскрытия.) Затем в необходимых местах усиливаем полутени и тени. Одежды и предметы в иконописи называют “доличным”. Прописав “доличное”, начинаем прорабатывать лики и участки открытого тела. Это называют “личным”. Прежде красной или коричневой краской намечаем рисунок ликов и открытых частей тела. Далее начинаем высветление личного (“вохрение”). Колер для “вохрения” обычно состоит из охры светлой или сиены натуральной, красной краски, белил. Иногда добавляют желтую краску. Вохрения удобно наносить от больших (более темных) поверхностей к меньшим (более светлым). Их обычно выполняют слоя в четыре. Далее в необходимых местах личного усиливаем тени и полутени (“притенки”). В наиболее светлых местах личного проводим “движки” - белые штрихи на выступающих местах (на лбу, бровях, носу, подбородке...). Затем прописываем волосы. Седые прописываем прямо по санкирю. Если не седые, то санкирь перед пропиской покрываем охрой красной.
Затем выполняем необходимые надписи на иконе. С краев проводим “опушь”. Это обрамляющая полоска, чаще красного цвета. Даем работе просохнуть хотя бы несколько дней. Олифим.

VII.Покрытие олифой, лаком.
Живопись на яичной эмульсии покрываем олифой, так как лак разрушает такое письмо.
Натуральную льняную олифу нагреваем. В магазинную добавляем сиккатив. Он продается в хозяйственных магазинах. Хорошая самоварная олифа сиккатива не требует. Выливаем олифу на лицевую сторону работы так, чтобы она образовывала на ней лужу. Следим, чтобы олифа не стягивалась, не собиралась в одном месте, пальцами раздвигаем ее равномерно по работе. За один час олифа достаточно пропитает живопись, и можно начинать понемногу снимать ее избыток. Для этого промокаем икону листом бумаги (бумага должна быть гладкой, без волосков). Оставшуюся олифу рукой распределяем равномерно по работе. Минут через 30 еще раз промокаем работу листом бумаги и начинаем “фикать”- делать ладонью резкие поглаживающие движения по лицевой поверхности, распределяя таким образом олифу равномерно. Когда ладонь станет издавать свистящие звуки, “фикать” прекращаем. Олифа схватилась (“встала”). В течение некоторого времени (от нескольких дней до нескольких месяцев) олифа будет давать отлип. Это зависит от грунта и качества олифы.
При отсутствии олифы работу, написанную на яичной эмульсии, можно смазать льняным маслом. И, когда оно высохнет, покрыть лаком.
Работы, написанные поливинилацетатной или казеиново-масляной темперой без добавления яичной эмульсии, покрываем лаком. Обычно это лак ПФ-283 (бывший 4-С). Он довольно прозрачен и крепок, что позволяет его обрабатывать. Сильный блеск лакированных поверхностей выявляет их мельчайшие неровности. Поэтому приходится лакировать несколько раз и выравнивать поверхность безопасным лезвием или мелкой наждачной бумагой. Для избежания повреждения живописи, лак обрабатываем, начиная с третьего слоя. Лак 4-С дает неприятный, резкий блеск. Полировка кусочком ваты с полировочной пастой делает блеск немного приятней. Вместо полировочной пасты часто используют неяркую густотертую масляную краску.

VIII.Краткая история иконописания на Руси.
Христианство пришло на Русь из Византии. И поначалу здесь бытовали иконы греческих мастеров и их русских учеников. Так было в X-XII веках. Затем все более заметны местные особенности, в иконописи все отчетливей проявлялись черты русского характера. Это нежный колорит, плавность линий рисунка, мягкость выражения ликов святых... В XIV-XV веках уже существовало несколько художественных центров самобытного русского иконописания, каждый со своим стилевым своеобразием. Иконы XV-XVI веков считаются самыми гармоничными и одухотворенными. Тогда работали прославленный Андрей Рублев, “преизящнейший” Дионисий и их последователи. В XVI веке местные различия в русской иконописи менее заметны; считается, что тогда сложился общерусский канон. В XVII веке некоторые иконописцы, по-видимому, подражали работам XII-XIV веков. Одновременно с этим заметна большая “светскость”, что создало своеобразный стиль с несколько манерной архаизацией форм, с более светским пестрым колоритом и народной декоративностью. В XVII столетии начинается обмирщение всех сторон жизни. И иконопись постепенно перерождается в живопись. Это в первую очередь работы мастеров Оружейной палаты. Наиболее известен Симон Ушаков. В дальнейшем, в XVIII, XIX и XX веках, традиционные иконы создавались в основном в староверческих кругах. По стилю они близки иконам XVII века, но заметны и отличия.
В настоящее время пишут иконы на Заводе церковной утвари в подмосковном поселке Софрино. В Троице-Сергиевой лавре, в семинарии, есть иконописная школа. В Москве, кроме того, трудятся самостоятельно десятка три-четыре художников, связанных с перечисленными мастерскими. Эти мастерские не имеют преемственности со старыми иконописцами, и художники, там работающие, учились в различных светских художественных школах. Поэтому в работах этого круга заметна стилизация под XVI, XV и даже более ранние века. Например, иконостас отца Зинона в Покровской церкви Московского Данилова монастыря.
Для избежания откровенной стилизации за образец можно взять иконы самого последнего времени. Например, старообрядческих писем начала XX века.
В Москве древние и старинные иконы можно увидеть в соборах и церквях Кремля, в Третьяковской галерее, в музее имени Андрея Рублева, в храме Василия Блаженного, в церкви Троицы в Никитниках, в Коломенском. Изумительные иконы собраны у старообрядцев-поповцев в церквях Рогожского кладбища (проезд: электричкой от Курского вокзала, остановка “Платформа 4 км”. Или троллейбусом от метро “Таганская”, остановка “Улица Войтовича”). Превосходные иконы собраны у старообрядцев-беспоповцев в церквях Преображенского кладбища (проезд: метро “Преображенская площадь”).


IX.Советы начинающим.
Удобней начинать с простых работ, например, это могут быть несложные пасхальные яйца. Деревянные заготовки под яйца в Москве можно приобрести в Измайлово на толкучке. Покупать заготовки лучше в сухую погоду, так как увлажненные заготовки, высыхая, коробятся. На влажность их проверяют, прикладывая к щеке.
Начиная работу, в деревянное яйцо втыкаем по швейной булавке сверху и снизу. С помощью булавки яйца будем подвешивать для просушки на нитку. Натянуть нитку можно на ножки табурета. Далее яйцо проклеиваем два раза. В клей можно добавить темперной краски. (Этим мы совмещаем проклейку с дальнейшей окраской.) Яйца удобней писать магазинной темперой, так как она быстро сохнет и покрывается лаком. Затем окрашиваем яйца в красный или малиновый колер. Простым карандашом намечаем рисунок. Он может состоять из различных сочетаний крестов, восьмиконечных, звездочек; надписей “Христос воскрес” и “Воистину воскрес”. В Православной Церкви используют церковнославянский язык. На нем эти надписи будут выглядеть так: ”Христосъ воскресе” и “Воистину воскресе”. Далее прописываем яйца красками. На красном и малиновом фоне хорошо смотрятся белый, желтый, салатовый и черный цвета.
Более сложные яйца после проклейки грунтуем белой водоэмульсионной краской или темперной краской (магазинной). Неровности грунта удаляем мелкой наждачной бумагой. Наносим рисунок. Поначалу проще изобразить церковь или вид монастыря. В дальнейшем, приобретя опыт, на яйце можно написать икону. Готовое яйцо лакируем масляным лаком. Например 4-С. В работе он наиболее удобен, так как из магазинных масляных лаков он самый прозрачный. А его устаревшее название так и расшифровывается: лак четвертый-светлый.

X.Прориси.
Для краткости здесь приводятся прориси (рисунки) лишь наиболее почитаемых икон. Следует учесть, что составитель данного пособия, к сожалению, учился не у потомственных иконописцев. Поэтому приводимые прориси также можно отнести к стилизации под XVI век. Сейчас прориси с икон или репродукций обычно переводят на кальку. Для большей прозрачности ее можно смазать льняным маслом или олифой и просушить. Перед работой такую кальку нужно обезжирить резиновой стеркой.


Заключение.
Это пособие выпущено для пробы, поэтому для краткости приведены лишь основные приемы выполнения икон. И изложение их очень сжато. Если найдутся желающие, то составитель намеревается выпустить более подробное руководство.

Александр МУШЕНКО.


ПРОРИСИ ИКОН >>>

НА ГЛАВНУЮ

ОБ АВТОРЕ

E-mail: aemushenko@mail.ru



Hosted by uCoz